информация




Классификация систем автоматизации розничной торговли

       Если в инструкции написано, что система предназначена для розничной торговли, на западе никому в голову не придет ожидать, что она может также "слегка" выполнять оптовые функции. Если же система универсальна (комплексные системы), то она и создается иначе. Как правило, в случае универсальной системы основную часть её составляют приобретенные у других разработчиков модули (программы и компоненты), а тело системы представляет собой некий общий интерфейс, который позволяет легко и быстро интегрировать эти модули в единую комплексную систему.
      С точки зрения западной классификации программное обеспечение для автоматизации торговли делится на АРМ кассира, торговые системы магазина и систему логистики. К тому же в каждой из названных частей может быть аналитическая составляющая, или в системе имеется отдельный аналитический блок (последнее встречается обычно на тех предприятиях, которые являются корпоративными и представляют собой большое количество торговых подразделений - поэтому бессмысленно заниматься аналитикой на каждой отдельной торговой точке). Но это состав ПО, а вот по сферам применения классификация более развернутая.
      Даже при самом общем рассмотрении определяющим фактором является возможность работы с продуктами питания. В приложениях по промышленным товарам обычно выделяются товары с цветами и размерами (одежда, обувь) и специальные товары (например, товары с серийными номерами и гарантийными обязательствами).

Кроме того, выделяются особые методы торговли - торговля по образцам, по каталогам. В последнее время в отдельную группу выделяется Интернет-торговля, хотя это, видимо, больше дань моде, так как формально Интернет-торговля не отличается от торговли по каталогам с доставкой на дом или почтовой рассылкой, хотя и может быть очень оперативной.

      1. АРМ кассира
      АРМ кассира представляет собой кассовую программу, т.е. программу для обслуживания кассового аппарата. Несмотря на то, что большинство российских систем ориентированы на технологию самообслуживания в супермаркете, позиционируются они, как универсальные. Иногда это может быть оправдано.
      Во-первых, часто магазин перемаркировывает товар, который поступает от разных поставщиков, причем этикетка бывает более сложной, т.к. содержит много дополнительной информации о товаре.
      Во-вторых, кассовая программа может являться для покупателя своеобразным информационным киоском. На экран монитора может быть вызвана информация о товаре. Очевидно, что функция регистрации продаж для таких кассовых систем отходит на второй план, основную же часть системы занимают информационные функции, а также функции, обеспечивающие работу с дисконтными картами, различными скидками и бонусами, чтобы привлечь покупателя посетить данный магазин в следующий раз и совершить в нем покупки. Такие системы с расширенными информационными функциями не рассчитаны на массовые продажи.

       2. Торговые системы магазина
       Эта составляющая программного обеспечения представляет собой собственно торговую систему, которая занимается поддержанием ассортимента, заказами, управлением ценами, скидками, дисконтными картами.
       Первое различие, которое бросается в глаза - высокая ориентированность отечественных систем на финансовую систему, прежде всего, бухгалтерию. Например, для сети, магазины которой расположены в нескольких странах, нет никакой возможности учесть в торговой системе все особенности бухучёта этих стран, соответственно, она не делает этого вовсе. Можно отметить, что эта привязка отечественных систем к бухгалтерии идет в ущерб ее функциональности.
      Пример: в 2000 году для всех компаний, которые занимаются автоматизацией, серьезной проблемой стало введение правила учета товара на складе без НДС. Государственные органы хотели видеть налог, который изымается в его пользу, выделенным отдельно. Однако хранение товара на складе без НДС с коммерческой точки зрения вещь весьма неудобная. Потому что, делая наценку на закупочную стоимость товара без НДС, менеджеру легко промахнуться, т.к. сразу непонятно, какой должна быть реальная наценка на реальную стоимость товара (сумму заплаченных денег), чтобы принести реальную прибыль, и какова она, в результате, окажется.
       Что в таком случае должна делать торговая система? Фактически вести два учета: для бухгалтерии и для менеджеров. И разбирать, соответственно, большое количество коллизий, которые при этом возникают, поскольку есть товары или организации, которые не облагаются НДС и т.п. Очевидно, что торговые системы не должны заниматься проблемами, которые возникают для торговых предприятий в результате тех или иных изменений в бухучёте. Этим должны заниматься финансовые системы.
       Второе различие. В системе для розничной торговли продуктами питания расходная накладная может быть только на возврат товара, а на продажу не предусмотрена, поскольку система предназначена для розничной торговли. Вся реализация должна идти через кассу, а продажа юридическому лицу для нее - это нонсенс (хотя на данный момент эта проблема может быть решена посредством расчётных карточек с идентификационным штрих-кодом юридического лица). Отечественные разработчики чаще всего совмещают в рамках одной системы разнообразные виды торговли: продуктами питания и промтоварами, оптовую и розничную.
       Системы заказов. Максимум, что бывает в наших системах, это плановый товарный запас, сформированный на основе анализа последних отчетов, а чаще - по наитию.

       3. Система логистики
       Если в своей торговой сети навести какой-то порядок и придти к правильной системе заказов еще можно, то требовать того же от сторонних организаций трудно. У нас товар пересчитают сначала на складе, потом при передаче шоферу, потом от шофера - в магазин и т.д. Нестандартные случаи оформления документов составляют скорее правило, чем исключение. Основная причина заключается в частой смене поставщиков товара (особенно это касается поставщиков продуктов питания). Еще более часто меняются условия поставок. По этой причине поддерживать в системе актуальную информацию о поставщиках в российских условиях трудно или почти невозможно, и обычный вопрос менеджера при заказе у поставщика: "какие условия на сегодня?". В этом заключен и очень большой минус. Если система содержит условия поставок данного товара от 15 поставщиков, она выберет лучшего с точки зрения величины рентабельности. В нашем случае система не может такую информацию предоставить и менеджеру придется обзвонить этих 15 поставщиков. Но, во-первых, это нереально, и выбор будет сделан, вероятнее всего, еще до обзвона. Во-вторых, критерии выбора в порядке значимости для менеджера могут выглядеть примерно следующим образом: 1 - личная заинтересованность, 2 - удобство работы с конкретным поставщиком, 3 - максимальная прибыль для фирмы. Кстати сказать, по этой причине очень распространена система подарков от поставщиков менеджерам по закупкам.
       В данном случае показать, что менеджер сделал что-то не так, совсем непросто, тем более - доказать. Поэтому даже в лучших отечественных решениях определить менеджера, заказавшего тот товар, который в данный момент магазину не очень нужен, еще есть шансы, но найти менеджера, который заказал нужный для магазина товар, но не у того поставщика (по третьему критерию), почти невозможно.
       Система логистики может быть централизована и децентрализована в том смысле, кто делает заказ в дистрибьюторский центр. Если магазин поставить на уровень торговой секции, заказ для него формируется из "центра", т.е. товар распределяется. Второй вариант, когда дистрибьюторский центр работает с магазинами, как с клиентами, т.е. получает и без обсуждения выполняет поступающие из магазина заказы. В последнем случае оптовый покупатель (свои магазины или сторонний покупатель) считается сам по себе специалистом, который знает, что ему нужно приобрести, а дело дистрибьюторского центра - распределение товара, его потоков. Его задача обеспечить потоки товаров в соответствии с поступающим потоком заказов.
       Удивительно увидеть в дистрибьюторском центре такой товар, как зелень. Не лучше ли везти зелень непосредственно в магазин? Но только дистрибьюторский центр (а не поставщик) может гарантировать магазину поставку зелени ровно в назначенный срок. На этом примере хорошо видна главная функция дистрибьюторского центра - отгрузка и доставка товара в нужном количестве, в нужное место и в нужный срок.
       В заключение можно сказать, что приспособить для работы центра торговую систему магазина невозможно, т.к. эти системы сильно и принципиально различаются. В частности, система логистики должна учитывать зоны хранения товара (оперативные, длительного хранения, специальные), рекомендовать, куда данный товар складировать, отслеживать сроки хранения товара и т.д.

       Нужен ли дистрибьюторский центр?
       В российской торговле дистрибьюторский центр - вещь весьма редкая. Некоторые считают, что это слишком дорогое и сложное решение, и, кроме того, обязывает сеть заниматься также и оптовой торговлей. Обычным является мнение, что дистрибьюторский центр нужен там, где имеется 10, 20 и более магазинов, что для российских сетей пока нетипично. Хотя многие говорят о том, что он, безусловно, необходим.
       Главное, что планируя создание такого центра, озаботиться этим нужно значительно раньше, чем сеть откроет десятый или двадцатый магазин. Центр действительно очень дорогая и сложная вещь, и на его строительство и организацию работы уйдет много времени. Поэтому реально он сможет заработать с открытием уже какого-то 30-го магазина, и время и планируемая выгода будут упущены.
       Принципиальным при создании центра становится тот высокий уровень ответственности человека или группы, принимающей решение, поскольку инвестиции на создание дистрибьюторского центра очень велики. Инвестор должен не только обеспечить полноценную работу центра, системы учета и управления, но и быть уверен в стабильности властей в течение какого-то времени, сохранении определенных экономических условий, условий аренды и т.п.
       С дальнейшим расширением сети магазинов должны быть тщательно отлажены и продуманы все вопросы управления, должностные инструкции персонала, иначе те проблемы, которые незаметны в масштабах одного магазина, растут, как снежный ком с ростом их числа. В таком случае множатся не только успехи, но и просчеты.
       Резюмируя, можно сказать, что создание дистрибьюторского центра может резко повысить эффективность работы торговой сети, но это потребует больших инвестиций и отлаженной технологии.

       Выбор торговой системы
       Отметим одну распространенную ошибку, которая имеет место при выборе комплексных систем. Покупая комплексное решение, которое пропагандируется, как способное решить все имеющиеся на торговом предприятии проблемы, будущий владелец часто рассчитывает научиться у нее торговать. На самом деле, чем лучше, чем более универсальной является система, тем сложней у нее учиться. Да, эта система позволяет лучше организовать бизнес-процесс, но число параметров оптимизации, вариантов сценариев, участков работы слишком велико. Поэтому, чем система сложней, тем меньше рекомендаций она может дать конкретному пользователю, тем менее она пригодна для обучения.
       Успех на этом пути возможен, например, в случае, если система уже успешно работает в каком-либо магазине, и для нового внедрения необходимо данное решение скопировать. Однако при этом нужно будет копировать и сам магазин. Хорошо, если вид торговли в нем достаточно прост. При торговле продуктами питания, где продается, как правило, очень большое количество товаров (большое количество транзакций в системе), имеет место фасовка, упаковка, взвешивание товаров и т.д., слепое копирование системы и технологии (в том числе, специфичных или даже ошибочных действий) может создать большое количество проблем для нового пользователя. Можно сказать по-другому: система - весьма эффективный инструмент, который, тем не менее, сам по себе не работает. Мало того, им необходимо еще научиться пользоваться.
       Еще один комментарий. Поскольку у нас интересуются в основном крупными системами, то бытует мнение, что западное ПО стоит сумасшедшие деньги. Это верно лишь отчасти. Если речь идет о комплексных решениях или крупных системах логистики, это так, если же речь идет о торговых системах для конкретного магазина, то уровень цен на подобные решения схож с нашим. Может быть, в 1,5 - 2 раза выше. Правда, при этом сильно отличается и количество рабочих мест. Например, для супермаркета с торговой площадью 2 000 м кв. в одной из западных торговых систем предусмотрено совсем неприличное, с точки зрения российского автоматизатора, количество рабочих мест - 2 компьютера. Порядка больше - проблем (читай - рабочих мест или "человеческих факторов") меньше.

   


Новости | О фирме | Цены | ЦТО | Каталог | Решения|Информация

 
ООО НТКФ Гамбит © 1994 - 2003.
630055 г.Новосибирск, ул.Иванова, 4.
телефоны ( 383-2 ) 32-59-51, 33-99-04.
материалы являются нашей собственностью.
при их использовании желательна ссылка на сайт.
E:Mail gambitkkm@mail.ru
Дизайн: Бершадский СВ
Новосибирск 2003
Hosted by uCoz